Ярослав Романчук

Александр Обухович

В программе «Экономические диалоги» Белгазеты обсуждаем тему «Консервативный или целевой? Какой экономический сценарий будет реализовываться в Беларуси?» Участники: аналитик Александр Обухович и Ярослав Романчук.

  • выполнение белорусским правительством прогнозных показателей за I полугодие 2017г. Неожиданности и сюрпризы;
  • основания для консервативного сценария (сохранение нынешнего состояния экономической политики) или целевого (выход на среднегодовые темпы роста в 2016-2020гг. на 3,5 – 4%);
  • состояние промышленности в контексте новых внешних кредитов и объявленного выхода из рецессии;
  • состояние сельского хозяйства в свете доминации агробаронов и особой любви власти к АПК;
  • строительство в депрессии или нужно ли банкротить половину этого сектора?
  • какой сценарий экономического развития будет реализован в Беларуси?

 

Ярослав Романчук
Антон Болточко

Программа «Кейс» 10 июня 2017г. «Доклад Национального банка «Финансовая стабильность в Республике Беларусь 2016».
Участники: Ярослав Романчук, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса, Антон Болточко, эксперт Либерального клуба.

  • внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние финансов Беларуси;
  • кредитные риски банков и риски сектора государственных финансов взаимодополняют и усиливают друг друга. Около 18% кредитного портфеля банков находится под гарантиями правительства и местных органов власти, а значительная часть кредитополучателей — госпредприятия;
  • потенциал фискального риска по обязательствам перед белорусскими банками Нацбанк оценивает в 8-10% ВВП;
  • растущая проблема валового внешнего долга: размер общих выплат в 2016 году составил $6,3 млрд., что эквивалентно 13,2% ВВП, или 21,2% экспорта товаров и услуг;
  • к началу 2017 года объем проблемных активов банковского сектора достиг BYN5,1 млрд., увеличившись за 2016 год почти в 2 раза (на 85,7%), или на BYN2,4 млрд.;
  • объем пролонгированной задолженности за 2016 год увеличился на 88,1%, списанной за баланс безнадежной задолженности — на 60%, при этом объем кредитного портфеля банковского сектора сократился на 4,9%;
  • Удельный вес задолженности юридических лиц, обеспеченной гарантиями правительства и местных властей, на 1 января 2017 г. составил 14,6%. Доля проблемных активов этой категории за 2016 год  увеличилась почти в 2 раза (12,1% по итогам года).
  • Провал по прямым иностранным инвестициям: в 2016г. объем ПИИ составил $1,2 млрд., из которых $0,7 млрд. – реинвестированные доходы.
  • ОАО «Банк развития», ОАО «Агентство по управлению активами» не справляются с задачей детоксикации проблемных активов в госсекторе;
  • «Неудовлетворительное состояния ряда государственных предприятий является проявлением одной из основных проблем белорусской экономики – низкой инвестиционной отдачи финансовых ресурсов и неэффективности их распределения среди отраслей реального сектора». Очередное доказательство провала сельского хозяйства.

Виктория Василевич

На ПРИМУСЕ 6 июня 2017 года в программе Кейс обсуждаем тему «Угроза огосударствления дополнительного образования или государство опять выступает в роли терминатора». Участники: Виктория Василевич, директор Ассоциации содружества организаций индустрии красоты, Ярослав Романчук

  • Министерство образования через изменение в Кодекс об образовании хочет огосударствить и поставить под контроль дополнительное образование и переформатировать рынок образовательных услуг. Опять дискриминация частного предпринимательства;
  • потенциальные жертвы новых положений Кодекса об образовании: молодёжь, люди, потерявшие работу, а также творческие, креативные люди, которые оказывают качественные образовательные услуги;
  • Министерство образования хочет «придушить» репетиторов и частные организации в сфере обучения профессии и ремеслу, потому что боится конкуренции;
  • новые издержки (требования к производителям образовательных услуг) грозят похоронить тысячи субъектов малого предпринимательства и загнать их ещё глубже в серую экономику;
  • Министерство образования вроде бы не против Болонского процесса и развития конкуренции на рынке образовательных услуг, но де-факто грозит лишить беларусов свободы выбора. Отток молодёжи и профессионалов гарантирован;
  • Министерство образование хочет усугубить неравенство форм собственности, расширив фаворитизм государственных учреждений образования в части привлечения обучающихся и финансирования из государственного бюджета.

Леонид Заико
Ярослав Романчук

Программа «Кейс» 2 июня 2017г. «Институциональное одиночество А. Лукашенко. Негативные последствия сверхцентрализации».

  • А. Лукашенко отчаянно ищет доверия в узком кругу лиц. А. Косинец как субъект временного доверия со статусом шута ли бюрократа? Скажет ли он правду?
  • А. Лукашенко: «Терпеть такое положение с модернизацией, которую мы планировали завершить в определенные сроки, я не намерен. Я не позволю, чтобы решения Президента были девальвированы, дезавуированы и не выполнены. Этого быть не может.... Мне нужен объективный анализ и доклад»;
  • почему А. Лукашенко оказался в институциональном одиночестве?
  • круговое очковтирательство и лизоблюдство: как из него выбраться?
  • очередное горькое признание государственного провала. А. Лукашенко: «Нефтепереработка из флагмана экономики превращается в убыточную отрасль». «Некомпетентная подготовка проектов, неграмотное распределение сил и средств привели к увеличению стоимости и сроков строительства (по отдельным проектам аж до пяти лет). Вызывает сомнение, что в декларируемом 2019 году мы окончательно завершим модернизацию нефтеперерабатывающих заводов». И при этом А. Лукашенко готов выделить на модернизацию НПЗ ещё $1,2 млрд. (!), хотя сами лоббисты этого решения не могут чётко объяснить, кто будет покупать полученные нефтепродукты, и когда окупятся эти госинвестиции;
  • лечится ли институциональное одиночество?

 

Ярослав Романчук
Антон Болточко

Программа «Кейс» 4 мая 2017г. «Имитация инвестиционной перезагрузки. К чему она приведет?» Участники: Ярослав Романчук, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса, Антон Болточко, эксперт Либерального клуба.

  • резкий рост государственной поддержки коммерческим организациям: постановление Совмина от 29.04.2017г. № 311, указ президента № 120 от 12.04.2017г. о поддержке ОАО «Камволь», Указ президента № 135 от 27.04.2017г. о развитии агропромышленного комплекса Гомельской области и № 136 от 27.04.2017. о развитии АПК Гродненской области и другие. Будет ли решена проблема долгов и неплатежей? Улучшится ли система корпоративного управления государственными ОАО и УП после очередной порции льгот и прощения долгов?
  • особенность белорусского иждивенчества. Кроме избранных больших коммерческих организаций, которые слишком-большие-чтобы-обанкротиться, экономику страны опутала плотная сеть государственных малых и средних предприятий, которые в совершенстве овладели искусством коллективного лоббирования через Минсельхозпрод и Минпром;
  • сможет ли Оршанский район стать примером перезапуска экономики Беларуси в целом? Почему вдруг система управления заработает лучше, если коммерческими организациями будут управлять не минские, а местные номенклатурные начальники?
  • 2017 год становится очередным годом упущенных возможностей и похороненных надежд. Белорусские власти подтверждают свою высокую квалификацию опытного бегуна по граблям.
Ярослав Романчук
Антон Болточко

Программа «Кейс» 28 апреля 2017г. «Белорусская экономика: итоги I квартала. Стагнация или медленный подъём?».

  • минимальный рост ВВП в контексте стабилизации числа юридических лиц и ИП, быстрого роста экспорта товаров, сокращения объёма инвестиций и неизменно плохого финансового состояния промышленности, сельского хозяйства и строительства;
  • за счёт чего отмечен быстрый рост экспорта? Временные ценовые факторы, а не прорыв в конкурентоспособности;
  • повезло с ценами внешних рынков: в январе – феврале 2017г. средние цены экспорта выросли на 21,6%, импорта на 17,9%. Товарная масса экспорта уменьшилась на 1,4;, импорта увеличилась на 5,5%.
  • инвестиции за счёт денег налогоплательщиков при неизменно высоком уровне доходов и расходов бюджета;
  • без господдержки 59,1% с/х организаций являются убыточными. Пора убрать у государственных коммерческих организаций бюджетные костыли;
  • позитив снижения инфляции, относительной стабильности BYN-рубля на фоне высокой неопределённости и высоких рисков токсикации банковской системы;
  • внутренний потребительский спрос продолжает сокращаться при стагнации реальных доходов в зарплаты.

,

Леонид Заико
Ярослав Романчук

Программа «Кейс» 27 апреля 2017г. «Беларус и Беларусь прошлого, настоящего и будущего. Болотная провинция или IT-страна с роботами и 3D-принтерами?»

Участники: Леонид Заико, руководитель Аналитического центра «Стратегия», Ярослав Романчук, руководитель Научно-исследовательского Центра Мизеса.

  • Беларусы и власть: насколько адекватны и взаимодополняемы они друг для друга?
  • Чем отличается народ от «народца»?
  • Почему беларусы верят ТВ, а не верят учёным?
  • Какие беларусы тянут Беларусь в прошлое? Какая у них мотивация? Почему большинство не сопротивляется? Есть ли в Беларуси дискриминация по возрасту, по гендеру?
  • Каковы шансы вертернизации Беларуси в условиях социализации самого Запада?
  • «Русский мир» и «Вышиванки-style»: фьюжн или клэш?
  • Почему сокращение электората до 1,5 млн. повышает шансы Беларуси стать современной страной?

 

Леонид ЗаикоАнтон Болточко

Программа «Кейс» 21 апреля 2017г. «Послание Президента к белорусскому народу и Национальному собранию: страх перед новым» Участники: Леонид Заико, руководитель Аналитического центра «Стратегия», Антон Болточко, эксперт Либерального клуба по экономике.

  • Почему президента начала свое выступления обрисовывая внешний контур, рассказав о проблемах ЕС и перспективах Азии?
  • Готова ли белорусская экономика к росту? Есть ли для этого все условия?
  • Занятость, заработная плата и контроль за ценами: директивный подход к решению проблем в этих сферах сохранится?
  • Условия созданы, но инвесторы обходят Беларусь стороной: отвечаем на вопрос президента о нежелании бизнесменов инвестировать в отечественную экономику;
  • Действительно ли у белорусов нет предпринимательской жилки?
  • Президент считает, что Беларусь не готова к реформам из-за отсутствия средств на их проведение, так ли это?
Владимир КарагинЯрослав Романчук
Виктор МаргеловАлександр Калиновский
Анна Канопацкая

Программа «Кейс» 6 апреля 2017г. «Проект декрета президента «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу». Обсуждаем в Республиканской конфедерации предпринимательства.

Участники дискуссии:

  • Владимир Карягин, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства.
  • Ярослав Романчук, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса,
  • Виктор Маргелов, вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей.
  • Александр Калиновский, заместитель департамента по предпринимательству Минэкономики
  • Анна Канопацкая, депутат Палаты Представителей

Представители бизнес сообщества, МАРТа.

Есть ли основания ожидать радикального улучшения условий ведения бизнеса?

Почему белорусские власти игнорируют успехи белорусского бизнеса мирового уровня?

- Какие предложения бизнес сообщество делает в проект декрета?

 

 

Леонид ЗаикоЯрослав Романчук

Программа «Кейс» 6 апреля 2017г. «Как снять ресурсное и интеллектуальное проклятие? Преодолима ли зависимость от выбранной колеи?» Участники: Леонид Заико, руководитель Аналитического центра
«Стратегия», Ярослав Романчук, руководитель Научно-исследовательского Центра Мизеса.

  • какое проклятие для Беларуси опаснее, ресурсное, интеллектуальное, управленческое или политическое?
  • почему провалилась попытка выйти из колеи старых институтов в начале 1990-ых?
  • что такое «умная экономика»? Каково должно быть правительство в умной экономике? Может ли нынешняя власть создать умную экономику?
  • как меняется выбранная колея?
  • экономическая свобода как новый фундамент развития. есть ли на него спрос?
  • вузы, как поставщики материала для стен укрепления старой колеи?