Леонид Заико
romanchuk small

Участники: Леонид Заико, руководитель Аналитического центра «Стратегия», Ярослав Романчук, руководитель Центра Мизеса.

  • Академия управления при президенте 27 лет спустя. Что хотели, а что получили?
  • А. Лукашенко поручил превратить Академию в вуз вузов, самый главный вуз страны;
  • А. Лукашенко: «Что касается Академии управления, отдыхать там не получится. Там надо полностью перевернуть систему образования». Перевернуть как? Кто и по какому плану и программе будет переворачивать?
  • А. Лукашенко: «… Надо определиться, прежде всего, чего мы хотим от Академии управления. Когда определимся, поймем, кого мы должны готовить. Потом надо поменять программы. Там готовят и ведут повышение квалификации управленцев. Под это нужны программы. А потом подбирать надо преподавателей. Это должны быть истинные патриоты, хотя особых претензий к преподавателям вузов предъявить мы не можем, но тем не менее это должны быть абсолютные государственники». Почему до сих пор не определились?
  • министр образования – коммунист, куратор образования – коммунист, новый ректор Академии – бывший глава ВАКа, органа, который тормозил развитие науки – можно ли при таком кадровом составе ожидать, что с Академии управления получится что-то толковое, готовящее
    управленческую элиту?
  • такой ли плохой была Высшая партийная школа времён Советского Союза?
  • глава Администрации президента Наталья Кочанова: «Очень важно увидеть перспективных людей, которые могут по своим личностным и профессиональным качествам занимать высокие должности в нашей стране. Это ваша основная функция. Надо пересмотреть рограммы, посмотреть, кто работает здесь. Должны быть и стажировки, и обмен мнениями, опытом с другими странами, чтобы люди, которые преподают здесь, были лучшими педагогами в стране». Получится ли радикально изменить Академию управления в ситуации, когда ректора вузов запрещают преподавателям без письменного разрешения высказывать своё мнение, когда руководители вузов и министерства образования установили разрешительный порядок участия студентов, аспирантов и преподаватель с международных конференциях и образовательных мероприятиях?

 

Леонид Заико
romanchuk small

На ПРИМУСЕ 17 мая 2018г. в программе ТЕМА «Никол Пашинян как катализатор и пример для подражания. Беларусь сможет?»

  • почему системные, широкомасштабные изменения на постсоветском пространстве начинаются только после некой революции или массовых уличных выступлений? Полисимейкеры до последнего ждут, пока не клюнет жареный петух?
  • Никол Пашинян за неделю сделал больше, чем правительства других стран за пять лет. От чего зависит интенсивность, скорость и последовательность реформ?
  • какие факторы тормозят реформы и сбивают с толку и пути истинного лидеров стран, пришедших к власти на волне революции или массовых демонстраций?
  • как руководителю страны, парламенту или правительству определить, что пришла пора уходить в отставку или делать радикально иную экономическую политику?
  • получится ли у Пашиняна?
  • какие уроки Армении нужно извлечь Беларуси?

 

Леонид Заико
romanchuk small

На ПРИМУСЕ 4 мая 2018г. в программе ТЕМА «Индустриализация Беларуси 3.0. 1740 проектов на сундук мертвеца». Участники: Леонид Заико, руководитель Аналитического центра «Стратегия», Ярослав Романчук, руководитель Центра Мизеса.

  • новая грандиозная утопия белорусского правительства. Министр экономики В. Зиновский: «Министерство экономики весь прошлый год и начало этого занимается разработкой плана так называемой индустриализации нашей страны. К каждому из 118 районов будут привязаны определенные инвестиционные проекты, будь то озвученные министерствами либо выработанные губернаторами. Пока в этом плане 1740 проектов».
  • какова теоретическая основа нового плана обеспечения роста ВВП Беларуси до $100 млрд. в 2025 году?
  • Беларусь как полигон для экспериментов грубых марксистов и распорядителей чужого;
  • порочная связка номенклатурных начальников и администраторов науки. Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Александр Шумилин: «Третий год пятилетки отдача по государственным научно-техническим программам в среднем у нас превышает 7 рублей на рубль государственных вложений». Что это значит для экономики и инвестиций?
  • профанаторы и очковтиратели предлагают новые сюжеты для А. Лукашенко. Он всё понимает и играет в поддавки или ему вешают лапшу на уши? Будет ли прозрение?
  • позиция госкомитета по науке: «Если научная организация не получила запланированного результата и это произошло по объективным причинам, мы будем принимать решение по возможности невозврата денег… Наработки будут использованы в дальнейших научных исследованиях, а также послужат в целом на благо развития государства».
Игорь Пелипась

На ПРИМУСе 25 апреля 2018г. в программе ТЕМА «Устойчивость белорусского рубля и стабильность цен. Надолго?» Участники: Игорь Пелипась, председатель наблюдательного совета Исследовательского центра ИПМ, Ярослав Романчук, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса.

  • ситуация с BYN-рублём и ценами в Беларуси. Насколько они стабильны и устойчивы?
  • политика Нацбанка в 2017г. как фактор влияния на курс и на цены;
  • Можно ли нейтрализовать действие внешних факторов на BYN-рубль и инфляцию?
  • Как смягчить удар внешних сил?
  • Обречена ли Беларусь на негативные последствия от воздействия российского рубля?
  • рекомендации правительству и Нацбанку по минимизации негативных последствия внешнего воздействия на BYN-рубль и экономику: никакой фиксации курса и цен. Критически важно позволить ценами адаптироваться к новой точке равновесия;
  • при декларациях на децентрализацию доходы бюджета расширенного правительства в январе 2018г. составили 49,5% ВВП.

 

Леонид Заико
romanchuk small

На ПРИМУСЕ 4 апреля 2018г. в программе ТЕМА «Сектор государственных организаций: бизнес или социальный проект?» Участники: Леонид Заико, руководитель Аналитического центра «Стратегия», Ярослав Романчук, руководитель Центра Мизеса.

  • А. Лукашенко: «Сельскохозяйственное производство - это бизнес, а не социальный проект». Так ли это?
  • фетиш продовольственной безопасности остаётся: «Представьте, если бы у нас не было продуктов питания и одежды - самых необходимых для народа, какая бы была у нас независимость, и где бы мы сегодня были»;
  • А. Лукашенко: «Прямо скажу, у нас пока слабо ведется работа по финансовому оздоровлению сельхозорганизаций: количество убыточных сокращается слишком медленными темпами»;
  • глава страны видит основные причины нынешней модели сельского хозяйства: несовершенство кормовой базы, устаревшая инфраструктура, бесхозяйственность и разгильдяйство;
  • своеобразное понимание рынка: «Говорите, что нужна диктатура технологий? Она будет. В форме законодательного акта. И такой законодательный акт правительству нужно подготовить. И ответственность за реализацию каждого его положения… Если вы скажете, что это не рыночно, я вам скажу: ой как рыночно! Потому что государство отвечает за плодородие земли, прежде всего в сельском хозяйстве».
  • что будет поддерживать президент: «Что касается коммерческих проектов, то поддерживать мы будем только те, где окупаемость просчитывается в ближайшем будущем - не более пяти-семи лет… Надо думать об экономике, о ее качественных показателях: удой,  урожайность, привес, расход кормов. При современном уровне технологий и оборудования, элементарной производственной дисциплине и использовании продуктивных сортов растений и пород животных можно повысить эффективность хозяйствования не менее чем в полтора раза уже сейчас»;
  • научное обоснование сельского хозяйства: «Задача ученых - взять «под колпак технологий» все сельхозпредприятия страны… Меня настораживает, что вы совсем недавно предлагали некоторые центры передать обратно в облисполкомы, райисполкомы»;
  • концепция «деревня будущего» с учетом региональных особенностей;
  • власть опять ставит задачу выровнять условия жизни города и деревни: «В каждом районном центре, агрогородке, деревне должны быть хорошие дороги, качественная вода, социальное обслуживание, обеспеченность необходимыми товарами и интернет, желательно высокоскоростной». В 1994г. сельское население составило 3316,5 тысяч. На начало 2018г. – 2079,71 тысяч, на 1237 тысяч меньше.
  • Что делать, чтобы сектор госпредприятий стал полноценным бизнесом?

Леонид Заико
Ярослав Романчук

На ПРИМУСЕ 30 марта 2018г. в программе ТЕМА «Демография Беларуси. Когда нас будет 15 миллионов?» Участники: Леонид Заико, руководитель Аналитического центра «Стратегия», Ярослав Романчук, руководитель Центра Мизеса.

  • на начало года население Беларуси составило 9491,8 тысяч человек. Городское население – 7412,1 тысяч (78,1% всего населения), сельское – 2079,7 тысяч. Мужчин – 4421,5 тысяч, женщин – 5070,3 тысячи. Урбанизация и экономика – как основные факторы влияния на демографические тренды;
  • медианный возраст в Беларуси на начало 2017г.-39,7 лет, мужчин – 36,6 лет, женщин – 42,9 лет, в городе мужчин – 35 лет, женщин – 40,7 лет, на селе мужчин – 43,3 года, женщин – 50,7 лет;
  • на начало 2017г. в Беларуси граждан моложе трудоспособного возраста было 1668,8 тысяч (17,6% всего населения), трудоспособного – 5432,4 тысячи, старше трудоспособного – 2403,5 тысяч (25,3%) и ситуация в сторону роста пожилых людей ухудшается;
  • сокращение рождаемости при стабильном высоком уровне смертности: в 2017г. родилось 102,5 тысяч детей, умерло – 119,3 тысяч (на 16,8 тысяч больше).
  • миграция как ответ на демографическую катастрофу. Без китайцев, сирийцев или индийцев Беларусь в 15 миллионов не получим?
  • опасный региональный демографический перекос. Белорусские города-пылесосы населения? Минск, Гомель, Могилёв, Витебск, Гродно и Брест. Остальные с 1999г. либо сохранили уровень населения или начали сокращаться. Рост – за счёт внутренней миграции населения.
  • в 2017г. в Беларуси было 66,2 тысячи браков, 32 тысячи разводов, 483 развода на 1000 браков. Как при таком отношении к семье можно улучшить демографическую ситуацию?
  • в Беларуси в среднем за год трудоспособное население в трудоспособном возрасте составляло 5367,2 тысячи, а занятое население – 4352,3 тысячи. Официальные безработные (белорусская методология) – 33,7 тысяч, по методологии международной организации труда – 293,4 тысячи (5,6% от рабочей силы);
  • структура занятости в Беларуси заморожилась: в промышленности в 2017г. было занято 23,4% рабочей силы, в торговле, ремонте автомобилей и мотоциклов – 14,5%, образовании – 10,3%, селськом хозяйстве – 9,6%, строительстве – 6,7%, транспорте – 6,7%, других видах деятельности – 28,8%;
  • как государственные проекты типа производства лыжероллеров, лыжных ботинок и ратраков (гусеничный транспорт для подготовки лыжных трас) под руководством председателя КГБ влияют на улучшение демографической и экономической ситуации в регионах?

 

Алексей Колб
Вадим Сорока
Ярослав Романчук

22 марта 2018г. в программе ТЕМА «Теория и практика поддержки творческой, талантливой молодёжи». Участники дискуссии: Алексей Колб, эксперт по маркетингу, Вадим Сорока, председатель правления Ассоциации кадровиков, кандидат психологических наук, Ярослав Романчук, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса.

  • Созданы ли в Беларуси условия для идентификации и поддержки талантливой молодёжи?
  • нужна ли государственным инвестиционным проектам талантливая молодёжь?
  • можно ли талантливому молодому человеку в Беларуси пробиться на вершину управления государства или бизнеса?
  • молодёжь и создание в Беларуси компетенций по производству легковых автомобилей;
  • в чём чернуха в белорусской кадровой политике, системе госуправления и управления госпредприятиями?
  • синдром «надо создать министерство» для решения разных проблем. Кому нужно министерство цифровой экономики?
  • наиболее вероятная судьба талантливой молодёжи – учёба и трудоустройство за границей;
  • кадры порешили всё или реализация любого проекта упирается в дефицит высококвалифицированным, высокомотивированных кадров.

 

 

Ярослав Романчук
zaiko120
 На ПРИМУСЕ 21 марта 2018г. в программе ТЕМА «Творческая молодёжь и «Белджи. Через какую чернуху проходит Беларусь?» Участники: Леонид Заико, руководитель Аналитического центра «Стратегия», Ярослав Романчук, руководитель Центра Мизеса.
  • А. Лукашенко провёл встречу с талантливой молодёжью, обещал её всяческую поддержку а правительство придумало, как стимулировать продажи автомобилей «БелДжи»;
  • А. Лукашенко: «Важно не свернуть на дорогу легкой славы и бездумного подражания… Успех - это не только лавры и овации, но и большая социальная ответственность». Является ли проект «БелДжи» бездумным подражанием? Какая в нём социальная ответственность?
  • «Белджи» становится проектом из серии «чемодан без ручки». Новые льготы и способы убедить потребителей, физических и юридических лиц, купить «Белджи» в кредит и по лизингу;
  • феномен первого заместителя министра промышленности Геннадия Свидерского. Почему чиновник такого высокого уровня управляет новым коммерческим предприятием?
  • издержки и риски создания государственного коммерческого предприятия с нуля;
  • Минпром хочет создать компетенции в производстве легковых автомобилей. Получится ли?
  • Госструктуры не должны оставаться в стороне от раскрутки молодых талантов А. Лукашенко: «Понимаю, что в искусстве и шоу-бизнесе пришло время менеджеров и продюсеров, которые зажигают звезды. Но государственные структуры тоже не должны оставаться в стороне. Министерствам культуры, информации и образования, а также телевидению, радио, печатным изданиям надо еще активней подключаться к поиску и раскрутке молодых талантов».
  • вице-министр и руководителей «БелДжи» Г. Свидерский: «Мы планируем, что в этом месяце зарегистрируем два предприятия - по производству сидений и по производству автомобильных радиаторов. Во втором квартале мы должны начать производство этих изделий»;
  • вице-министр и руководителей «БелДжи» Г. Свидерский: «Главной задачей для нас стало производство конкурентоспособных на мировом уровне автомобилей. И если такие машины у нас будут, мы обязательно получим свою долю рынка. Для нас неважно, какое место мы занимаем по продажам. Гораздо важнее создать условия для будущего развития, создать базу, на которой мы будем развиваться. Мы не собираемся воевать с конкурентами по цене, для нас важнее состязаться с ними в ценности для потребителя. Это философия компании».
  • что получит больше государственной поддержки и финансирования, талантливая молодёжь или «БелДжи»?

Андрей Карпунин, Председатель клуба финансовых директоров

На ПРИМУСЕ 16 марта 2018г. в программе ТЕМА «Финансы, долг и рост экономики Беларуси" Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров.

  • В январе 2018г. долги по кредитам и предприятий выросли на 12%, до BYN66,05 млрд., чистая прибыль сократилась с BYN580,2 млн. в январе 2017г. до BYN12 млн. в январе 2018г.;
  • почему обвалилась чистая прибыль в январе 2018г.? Факторы, которые позволяют коммерческим организациям сокращать размер чистой прибыли;
  • является ли наука, финансовые расчёты основной белорусского законодательства?
  • в январе 2018г. крупные и средние предприятия Беларуси направили на погашение банковских кредитов и займов 4,6 млрд BYN. По сравнению с январем-2017 затраты компаний на закрытие долгов выросли на 34,4%. На погашение кредитов и займов у организаций Беларуси ушло 27,6% выручки от реализации продукции;
  • в производстве транспортных средств в январе 2018г. предприятия направили на погашение кредитов и займов 233,7 млн BYN. Долговая нагрузка выросла в 3,2 раза и составила 102% от выручки!
  • в 2017г. валовой внешний долг Беларуси вырос на 6,4%, до $39932,7 млн. Валовой внешний долг на душу населения вырос на 6,6%, до $4207;
  • внешний долг госсектора в расширенном определении в 2017г. вырос 11,6%, до $24970,2 млн. или 45,9% ВВП.
  • достиг ли уровень долгов в белорусской экономике критического уровня? Есть ли коммерческие организации, кредитование которых обеспечивает высокие темпы экономического роста и безопасное обслуживание кредитов?

Ярослав Романчук

На ПРИМУСЕ 2 марта 2018г. в программе ТЕМА «Отчёт правительства перед А. Лукашенко об итогах развития экономики в 2017 году». Ярослав Романчук, руководитель Центра Мизеса.

  • А. Лукашенко недоволен методом и стилем работы действующего правительства. А содержанием?
  • ВВП в 2025 году должен быть $100 млрд. Реально ли это в режиме модели Совок/Госплан?
  • по оценке Минфина ВВП Беларуси в 2020г. будет $58,1 млрд. Как же так получится, что к 2025г. он составит $100 млрд.?
  • А. Лукашенко признал, что правительство за уши притянуло зарплату в BYN1000 в декабре 2017г, но поставил задачу восстановить её уровень к апрелю. Зачем подталкивать к очередному очковтирательству?
  • что стоит на словами А. Лукашенко «Я знаю, что стоит за исторически низким уровнем инфляции и почти тысячей рублей в декабре. Вы же буквально выдавили из предприятий эту среднюю тысячу в конце года»? Галочно-палочная экономика продолжается;
  • за семь последних лет мировой ВВП вырос на 25%, в то же время рост ВВП Беларуси не дотянул даже до 6%. Доля Беларуси в мировом ВВП по-прежнему составляет 0,06%. «При этом члены правительства, местные органы власти увлеклись иным - показателями и их достижением. Цифра стала важнее сути. Такие подходы - это решения одного дня, и людям от этого лучше не станет».
  • А. Лукашенко констатирует, что государственный долг растет быстрее, чем экономика: «Погасили $2,3 млрд., а взяли почти $3,5 млрд.», а на том же заседании А. Кобяков говорит, что экономика живёт по средствам;
  • Совмин принимает решение не допустить роста безработицы более 1%, а по методике МОТ она уже превышает 5,5%. А. Лукашенко констатирует провал с созданием высокоэффективных рабочих мест, но опять никаких кадровых и системных решений;
  • «Закредитованность реального сектора растет. Упаси вас господь даже думать о том, чтобы переложить это на бюджет. А то я часто стал слышать разговоры о "фискальных рисках". Если это вы меня плавно готовите к тому, чтобы за счет врачей и учителей оплатить бесхозяйственность предприятий, то лучше сейчас прямо скажите об этом и идите домой отдыхать. Предприятия сами должны зарабатывать деньги и платить налоги в бюджет» - очередная пустая угроза;
  • очередной список благих намерений от президента: исключить волокиту и бюрократизм в работе с инвесторами, сделать налоговую систему дружественной для субъектов хозяйствования, выработать новые подходы по привлечению инвестиции, ужесточить подготовку бизнес-планов инвестиционных проектов – «меньше стен - больше на оборудование».
  • в 2018 году Беларусь продолжит оставаться в режиме косметического ремонта отдельных, далеко не самых опасных и существенных дефектов. Теоретический, кадровый и управленческий тупик властей Беларуси очевиден.

Primus.by - это мультимедийная площадка об экономике и бизнесе Беларуси и мира.

Primus.by - это диалоговая площадка для людей, которым есть что сказать.